« Назад
Выбор учебного заведения — экзамен для родителей! 29.03.2017 18:26
Выбор ВУЗа или колледжа — это первый серьёзный экзамен всей системе воспитания, которой придерживались родители.
Основные стили поведения родителей и реагирование подростков.
-
Авторитарный. «Мы знаем лучше, что тебе нужно.» Упор делается на жизненный опыт родителей и несостоятельность подопечного. Подростку постоянно напоминается, кто здесь главный (тот, кто будет всё оплачивать) и т. п. Родитель имеет план, а ребёнок, получается, должен соответствовать. Ответом на принуждение может быть согласие подростка. Крайним проявлением этого согласия будет отказ от своей воли и своих желаний. А следствием — полнейшая неспособность решать за себя что-либо в жизни. Вторым ответом на принуждение может быть бунт. И этот вариант, с моей точки зрения, имеет больше преимуществ, так как позволяет подростку сохранить свою личность. Однако для семьи конфликт — это всегда болезненное испытание.
-
Попустительский. «Делай, что хочешь.» Родители дают полную свободу выбора своему дитяте. При этом, по моим наблюдения, не научив делать тот самый правильный выбор. А правильность выбора, как известно, определяется последствиями. Вот в этом и состоит вся печаль: давая свободу выбора, родители не дают ребёнку в полной мере столкнуться с отрицательными последствиями его выбора. Иными словами, не позволяют почувствовать ответственность за свой выбор. Реакцией на предоставленную не ко времени свободу является своеволие, пренебрежение мнением родителей, отсутствие авторитетов у подростка.
Много лет назад, будучи уже практикующим психологом, я познакомилась с одной девушкой. До сих пор помню её историю. Заботливая мама воспитывала дочь по всем правилам: заранее продумала образование, круг общения и интересов, даже одежду и вкусовые предпочтения. Девочка росла послушная, сговорчивая. И до 16 лет царил в их семье мир и покой, пока кто-то авторитетный для мамы не сказал ей, что дочери нужно самой научиться выбирать, что надеть, да с кем общаться, так как это ее жизнь. Мама оказалась крайне внушаема, как и все манипуляторы, и в тот же день, на шестнадцатилетие дочери объявила о своём решении впредь никогда больше ей не подсказывать, что и как делать! Дескать, сама теперь взрослая, вся ответственность на тебе. У девочки случился шок. Она же привыкла предугадывать мамины настроения по малейшим изменениям мимики лица и на основании этих данных принимать «собственные» решения. Лишившись единственного источника информации о правильности своего выбора, девушка «потерялась». Дело закончилось клиникой неврозов.
3. Наставничество. «Я рядом. Развивайся самостоятельно.» Бывает в нашей жизни счастье, когда родителям удаётся поддерживать баланс инициативы и разумных ограничений. Вопрос, давать ребёнку свободу или не давать, решается веками. С моей точки зрения, нужны разумные правила, нужны ограничения по возрасту и нужна поддержка. А поддержка проявляется в признании достоинства другого человека. Юлия Гиппенрейтер, одна из ведущих психологов нашего времени, считает, что уважать ребёнка следует сразу, как только он появился. Об этом сказано во всех её книгах. В этом случае подростки реагируют доверием. Спрашивают совета, готовы обсуждать варианты. Получается диалог, согласование и совместное решение важных вопросов.
Кого воспитываем?
Когда я спрашиваю родителей, каким человеком они хотят видеть своего ребёнка? Кого воспитывают? То в ответ часто слышу: «Сильного, ответственного, способного принимать свои собственные решения, счастливого, целеустремленного, успешного!» Конечно же, каждый родитель желает своему ребёнку только добра. А дальше я спрашиваю: «Как помогают Ваши действия в воспитании такого человека? Что-нибудь получается?» И в ответ часто слушаю задумчивую тишину. С тихого осознавания своих чувств, страхов, опасений и действий начинаются все позитивные изменения.
Каким родителем быть своему ребёнку, какие отношения строить и кого воспитывать — решать вам.
Я лишь могу предложить несколько рекомендаций:
-
Принимайте его решения без оценки: одежду, друзей, интересы. Только приняв то, что уже есть, можно что-то изменить к лучшему.
-
Спрашивайте и слушайте своих детей внимательно! Выработайте навык беседовать без поучений. Не торопитесь высказывать свое авторитетное мнение, даже если вам кажется, что вы знаете лучше. Берите паузу. Вдруг они сами вас спросят?
-
Будьте готовы услышать отрицательный ответ, чтобы не впасть в ярость или обиду. Пусть ваш план и близок к совершенству, но это ваш план, а в жизни вашего ребенка должно быть место его планам. Это же понимание поможет вам избежать скрытой мести по отношению к своему «взбунтовавшемуся» чаду.
-
Разберитесь, какое отношение к ребёнку в вас преобладает: опека, страх за него, неуверенность, разочарование, усталость, досада, злость, обида? Или уверенность, спокойствие, радость, интерес? Иногда вы можете слышать сразу несколько противоречивых голосов внутри себя. Это говорит о вашей внутренней несогласованности, которую следует устранить в самое ближайшее время. Если не удаётся самостоятельно освободиться от страхов и неуверенности, тогда лучше обратитесь за советом и поддержкой к более опытным друзьям, коллегам или психологам. Личные проблемы лучше решать самим, не перекладывая их на детей.
-
Донесите до своего ребёнка, что такое свобода. К сожалению не все взрослые понимают, что свобода — это прежде всего овладение собой! Это способность сказать «нет» плохому, что разрушает человека, и «да» - хорошему, что возвышает нас над обыденностью.
-
Так же до ребёнка нужно вовремя донести, что свобода и дисциплина — это союзники. В жизни нет лёгких путей. Есть твоя дорога и много чужих дорог. И свою дорогу можно отыскать, следуя своей совести и светлому порыву, даже вопреки родительским запретам. В душе каждого ребёнка и родителя есть это знание! А если взрослые потеряли его, то самое время взглянуть на свою жизнь. Сколько в Вашей жизни принуждения? Что наполняет вас радостью? Есть ли у вас смысл идти вперёд? Дети очень восприимчивы к тому, какую жизнь ведут их родители.
-
Разговаривайте! Поделитесь с ним своими соображениями, расскажите о своих опасениях, заверьте в своей поддержке и дайте ему сделать выбор.
В современном мире люди меняют профессии, практически, в любом возрасте. Гораздо важнее понять, кто ты и чего хочешь.
Тогда потеря года становится не потерей, а приобретением. Ведь, чем раньше человек поймёт, кто он и чего хочет в жизни, тем счастливее он проживет эту жизнь.
-
Выстраивайте приоритеты. Что для вас важнее: чтобы ваш ребёнок поступил в престижный ВУЗ, который вы выбрали, или сохранить с ним отношения? Если он сам выбрал учебное заведение, а вас этот выбор не устраивает, то подумайте, что главное для него — это продолжать учиться! Возможно, именно сейчас ваш ребёнок своим выбором берёт ответственность за свою жизнь на себя! Позвольте ему стать самостоятельным. Останьтесь рядом и сохраните отношения. Тогда вы сможете вовремя поддержать его, а это обязательно понадобится. Таким образом, вы заложите прочный фундамент ваших взаимоотношений на всю жизнь. Такая игра стоит свеч!
Итак, выбор ВУЗа или колледжа — это первый серьёзный экзамен всей системе воспитания, которой придерживались родители с момента появления на свет их любимого ребёнка. Идеальных жизней не бывает. Прекрасно, если сложившиеся отношения устраивают обе стороны. Если же взаимопонимания не наблюдается, тогда еще не поздно всё исправить. Кто-то должен сделать первый шаг. И пусть это будете Вы!
|