Подростковый психолог
Консультации подростков, как правило, проходят отдельно от родителей. Для более быстрого и успешного результата одновременно рекомендуется проводить совместные сессии родителя (или обоих родителей) и подростка. Для этой же цели я веду группы поддержки для подростков, где мы вместе находим ответы на важные жизненные вопросы, учимся ставить и достигать выбранные цели. Подробнее о группах можно прочитать здесь
Направления и способы работы индивидуального и совместного (с родителями) консультирования:
- Тренинг - Программа развития взаимного понимания и принятия «Конфликт решается»
- Понимающая психотерапия
- Арт-терапия
- Песочная Арт-терапия
- Работа с эмоциями, способы самоконтроля
- Развитие навыков контролируемой концентрации и расслабления
- Элементы психодрамы для развития навыков успешной коммуникации
Для работы с подростками нужна определенная изобретательность.
Они любят новое, порою даже эксцентричное. И в то же время — предсказуемое, чтобы чувствовать себя увереннее и... победить. Победа для взрослеющих детей очень важна. Пусть даже в простой беседе, но утвердить своё Я.
В этот период особенно важно вовремя подсказать конструктивные способы решения конфликтов, поднятия самооценки, завоевания авторитета.
А вообще, как сказала одна мудрая мама, подростки в большинстве своем очень милые и интересные молодые люди, если это не ваши собственные дети.
Играть с подростками можно только в их собственные игры по их же правилам. Поэтому консультирование такого ребенка обычно проходит в виде беседы. Если подростку нечего сказать самому, то в моей волшебной сумочке всегда найдется более двадцати вариантов вида деятельности, из которых он сам может выбрать, с чего же начать нашу беседу. А дальше уже начинается наша общая работа, когда мы вместе ищем решения трудных вопросов и договариваемся о конкретных действиях.
В настоящий момент я могу предложить три варианта работы с подростками:
- Групповая работа. Подростковый возраст — это время, когда человек впервые осознано берет ответственность за себя, за свой выбор в жизни и за свой характер. Подробнее о группе Вы можете прочитать в разделе «Группы».
- Индивидуальная работа. Может потребоваться в случае явных проблем в общении или поведении, когда необходима коррекция или терапия.
- Совместная работа родителей и подростка. Это тренинг отношений «Конфликт решается». Прохождение программы способствует взаимному пониманию, возвращению взаимного уважения, заинтересованности и любви. Встречи проходят в формате общения с периодическим выполнением специально подобранных арт-терапевтический заданий. Курс состоит из 4 блоков по 7 встреч в каждом. Блоки идут в четкой последовательности, но Вы выбираете свой собственный темп. Даже после нескольких занятий первого блока Вы заметите улчшение Ваших отношений и появления взаимопонимания в ключевых вопросах.
Если вас беспокоят вопросы подросткового возраста, то поразмышляйте, пожалуйста, над следующей информацией:
Подростковый возраст. Для многих родителей сочетание этих двух слов звучит как приговор. Это значит, что теперь несколько лет придется терпеть выкрутасы своего чада, мотать себе и ему, кстати, нервы, опускать руки и снова подниматься на борьбу. Прошу обратить внимание на последнее слово «борьба». Именно так большинство из нас воспринимает общение с ребенком в этот непростой период.
Хотелось бы разобраться, кто и за что или против чего борется? Вопрос занимает центральное место в понимании жизненной правды каждой стороны. И если самому себе честно на него не ответить, то риск непрерывных баталий стократ возрастает, а вот вероятность мирного совместного жительства, напротив, в геометрической прогрессии уменьшается. И все потому, что без осознания своих целей конфликт переходит на личности и звучит примерно так: «Я тебя не принимаю! Ты такой-сякой. Будь прежним, тогда будет мир!»
Трудно увидеть в своих детях себя, особенно, если проявляется не самая лучшая наша часть, о которой мы стараемся не вспоминать никогда. Но еще труднее принять и полюбить в себе этого взъерошенного гадкого утенка, отражение которого в проявленном мире мы видим в своем ребенке. Однако именно с воспоминаний о себе в том возрасте и начинается путь к миру в доме и в своей душе. И еще хочу напомнить, что раз уж вызывающие поведение подрастающего поколения (даже не всегда своего чада) столь сильно возмущает нашу, умудренную опытом, личность, значит не такие мы и взрослые на самом деле. Значит, не распрощались полностью со своей подростковостью, которая дает столько оправданий в поведении, неудачах в отношениях, учебе, работе и т. д. Удобно бесспорно. А все равно придется делать выбор: взрослеть или нет. Ситуация конфликта не может вечно находиться в одной стадии развития. Кто-то должен стать взрослым первым. И пусть это будете Вы, родители.
Подростковый возраст — прекрасное время, которое открывает перед человеком новые горизонты. И хорошо, когда проходит он именно в свое время, на заре молодости.
Если, прочитав эту статью, Вы поняли, что тянете за собой собственные нерешенные проблемы, то постарайтесь скорее их решить самостоятельно или обратитесь за советом и поддержкой к людям, которым Вы доверяете. Этим Вы лучше всего поможете своим детям, потому что они всегда берут пример с нас, своих любимых родителей.
Когда дети ещё маленькие. Доподростковый возраст.
С рождением ребенка у родителей возникает множество вопросов по развитию, пониманию, общению с ним. Современные родители часто с сомнением спрашивают себя: «Все ли правильно мы делаем? Что для ребенка нормально, а что нет в этот возрастной период? Как еще мы можем обеспечить своему ребенку условия для наилучшего развития?»
Вопросы есть, а спросить часто бывает не у кого, так как бабушки еще активны и посвящают большую часть времени своей работе, а прабабушки уже очень стары или их уже нет с нами. Да и вряд ли они обладали в полной мере необходимым опытом, вынужденные отдавать детей в ясли с года или даже раньше.
Справедливости ради замечу, что в помощь родителям выходит много хорошей литературы о детях, которую можно и нужно читать. Так же молодые активные мамочки объединяются в группы по интересам для поддержки и обмена опытом, компенсируя утерянное в городе воспитание детей общностью. И многое другое. Но этого все равно не достаточно.
В нашей стране с ее многострадальной историей в начале XX века была нарушена связь поколений. Особенно остро это касается семьи. И так уж случилось, что в наше время связующим звеном в цепочке преемственности поколений стала психология, точнее Православная Психология. Именно она аккумулирует в себе национальные духовные и практические знания наших прародителей и современные научно подтвержденные теории. Вот неполный перечень вопросов, на которые дает ответ психология:
- Как относиться к ребенку в разные возраста детства?
- Где взять силы быть любящей мамой в любых обстоятельствах?
- Воспитывать или быть рядом?
- Заботиться или опекать?
- Как воспитать в ребенке уважение?
- Как наши ожидания влияют на детей?
- Откуда берутся страхи? Как помочь ребенку их преодолеть?
- Агрессивное поведение: о чем оно говорит и как исправить ситуацию?
- Обидчивость — черта характера или способ защиты.
- Плохое поведение: что делать, если истерика случилась в общественном месте?
- «Особенное поведение» в присутствии мамы.
- Как найти в себе силы принять своего ребенка таким, каков он есть?
- Как себя вести, чтобы показать ребенку свою любовь, чтобы он был уверен, что любим?
- Чем помочь ребенку пережить травму (испуг, отвержение, одиночество, гнев, развод, потеря)?
- Детская ревность: рождение второго, третьего ребенка.
Дети наши растут, пробуют себя, экспериментируют. И каждый родитель хоть раз задумывался о том, как помочь своему ребенку благополучно справиться с трудностями, как найти хорошего друга, как распознать недоброжелателя, как пережить неудачу, как добиться признания и успеха, как идти своим путем в жизни, найти свое призвание, в общем, как передать ребенку свой опыт в решении непростых жизненных задач.
Мы хотим, чтобы наши дети не совершали наших ошибок, а шли дальше, достигали новых вершин и были счастливы в своей жизни. При этом мы признаем, что наши дети в духовном плане — отдельные, Богом созданные, личности, а не продолжение нас самих.
Для нас важно передать детям и сохранить общие жизненные ценности.